Новые задачи, выдвинутые перед школой, помимо вооружения учащихся знаниями, умениями и навыками, требуют развития их творческого мышления. Для этого необходимо учить школьников самостоятельно выявлять факты, объяснять их, находить закономерности, давать им оценку.
Последовательное и разностороннее осуществление принципа наглядности включает поиски многих путей и возможностей применения различных средств наглядности в обучении географии.
Мне хотелось бы привлечь внимание преподавателей географии к одному из видов изобразительной наглядности — к графическим средствам наглядности, создаваемым в процессе урока на классной доске.
Популярному объяснению географического материала помогают пояснительные рисунки, значение которых в обучении географии очень велико. Иногда просто выполненный рисунок на классной доске дает возможность сосредоточиться на главном, помогает правильно установить пространственные взаимоотношения предметов и явлений, что особенно важно при изучении географии
Наглядность в преподавании географии имеет первостепенное значение. Когда учитель иллюстрирует свое объяснение на классной доске графически, а ученики вслед за учителем срисовывают эти несложные рисунки в тетради, происходит непроизвольное запоминание явления, связанного с конкретной деятельностью школьника.
Независимо от способностей все дети любят рисовать. Задача учителя в данном случае сводится к тому, чтобы не только помочь ученикам создать с помощью штриха определенные географические понятия, но и научить мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, рассуждать, искать решения. Уроки, на которых учащиеся рисуют, проходят при высокой их активности, организованности, школьники внимательны и дисциплинированны. Все они заняты работой.
Лучше всего применять набросок, схематический рисунок или просто схему. Нужно стремиться к тому, чтобы рисунок занимал минимум времени на уроке и не превращался в самоцель. На классной доске лучше рисовать цветными мелками. Цветной рисунок значительно выразительнее однотонного.
Изложение учебного материала с применением рисунков способствует осмысленному усвоению фактов, связей и закономерностей. Ученики вслед за учителем рисуют в своих тетрадях цветными карандашами. Необходимо следить за тем, чтобы рисунки были аккуратно выполнены.
При подготовке к уроку учителю необходимо продумать нужный рисунок и выполнить его в своем рабочем плане. Предварительная подготовка рисунка дает возможность учителю выбрать лучший вариант. Учителю, слабо владеющему техникой рисования, можно рекомендовать сделать перед началом урока набросок простым карандашом на темном фоне доски. В классе по ходу объяснения остается только воспроизвести рисунок цветными мелками по готовым штрихам. Рисунок, сделанный на доске простым карандашом, не виден учащимся.
https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-risunok-na-urokah-geografii-6959960.html